АНАТОМИЯ ЛЫЖ

Технология производства, описание конструкций и материалов, используемых при изготовлении беговых лыж и палок.

Лыжи

Лыжа имеет скользящую поверхность, «внутренности» и внешнюю поверхность.

Скользящая поверхность современных лыж изготавливается из пластика — высокомолекулярного полиэтилена с различными добавками. Такими добавками могут быть — графит, фторорганические соединения и различные антистатики. Качества, свойства, равно как и цена различных типов этого важного материала сильно отличаются друг от друга.

По методу производства полиэтилены делят на два класса — экструдированный и спеченный.

Экструдированный получают из гранул. Экструзия — способ производства полиэтиленового листа путем расплавления гранул в бункере и выдавливания массы полиэтилена через профилирующее отверстие (узкую щель). Полученный лист разрезают на полосы и клеят на лыжу. На такой скользящей поверхности ямы, царапины и задиры образуются достаточно легко, однако и ремонтировать их несложно. Из-за того, что температура плавления заливочного полиэтилена близка к температуре плавления самой скользящей поверхности, при ремонте получается надежное соединение заплатки с основой.

Спеченный полиэтилен получают из высокомолекулярного полиэтиленового порошка (пудры) методом спекания при высоком давлении. Пудру сжимают внутри толстостенной емкости и нагревают. После этого полученную болванку «распускают» на токарном станке, как будто это рулон с фотопленкой. Лист режут и клеят. Пористая структура полученного спеченного пластика позволяет впитывать значительно больше мази, чем экструдированный материал, а это всегда означает лучшее скольжение. По своей твердости спеченный пластик почти такой же как и экструдированный, однако он гораздо более стойкий к надрезам от острых камней. Спеченный полиэтилен значительно дороже и более капризен в ремонте. Дело в том, что подплавить спеченный полиэтилен можно только при очень высоком давлении, что в домашних условиях нереально, поэтому при заливке царапин нужно особенно тщательно готовить поверхность.

Различные внутренние конструкции лыж

«Внутренности» лыж разные у не только у каждого класса, но и у каждого производителя. Для гоночных лыж это технологии, имитирующие дерево. Некоторые лыжи имеют деревянные вставки в колодке. В любительских гоночных и туристических лыжах могут использоваться те же технологии при более дешевых материалах, либо специальным образом подобранные и склеенные слои дерева с воздушными каналами между ними.

Для изготовления внешней поверхности лыж используются две технологии: «сэндвич» (когда слои лыжи закрыты сбоку и сверху пластиковыми пластинками) и «кап», когда «внутренности» лыжи запрессовывается в «чехол» (при этом боковины и верхняя поверхность образуют единое целое). Внешне они отличаются тем, что «сэндвич» имеет острый угол между боковой и верхней поверхностью, а «кап» — сглаженный. Кроме того, существуют деревянные лыжи с пластиковой скользящей поверхностью.

Внутренности лыжи могут быть очень сложной конструкции, использующие большое количество слоев из различных материалов. У гоночных моделей конструкция наиболее сложная. На рисунке показана конструкция лыж Madshus Hypersonic 3×3 scate wet.

  1. Тонкая акриловая пленка (кап).
  2. Стекловолокно.
  3. Углеволокно Супрафлекс.
  4. Стекловолоконная сетка, с нитями под 45 град. к оси лыжи.
  5. Средний клин из акрилового пенопласта.
  6. Высокомолекулярная скользящая поверхность с добавками фторорганики CERA F.

Беговые лыжи могут иметь классическую и так называемую карвинговую геометрию (боковой вырез). Лыжи с боковым вырезом — это лыжи, зауженные от носка к середине и опять расширяющиеся к пятке. Лыжи с боковым вырезом лучше управляются и удобны для передвижения в лыжне и без лыжни. Лыжи с боковым вырезом идеальны для новичков, так как боковой вырез задает дугу поворота при наклоне лыжника и закантовке лыжи, в результате чего лыжи как бы сами поворачивают, куда надо, что делает поворот естественным.

Палки

По материалам, используемым при изготовлении древка палок, их можно разделить на композитные (профессиональные и дорогие любительские палки) и алюминиевые (большинство туристических и прогулочных палок).

Палки, изготовленные из композитных материалов с различным содержанием графита, отличаются сочетанием низкого веса, высокой прочности и жесткости. Кроме того, профессиональные палки имеют коническое древко (то есть зауживаются книзу), что делает их более упругими.

Различные конструкции и материалы, применяемые при изготовлении ручек, темляков и лапок отвечают разнообразным требованиям, предъявляемым к оборудованию для всех классов катания. Изготавливаются пробковые, пластиковые, поликарбонатные, кожаные и т.д. ручки. Туристические палки имеют обыкновенные пластиковые ручки, в то время как ручки гоночных палок стараются сделать как можно более нескользкими и удобными. Также они различаются темляками: туристические и прогулочные палки имеют простые прямые темляки, а гоночные — разнообразной формы.

Различные типы рукояток беговых палок

Некоторые фирмы производят палки со сменными ручками, лапками и наконечкиками.

Наконечники бывают безопасные, т.е. без применения металла. Пораниться таким наконечником невозможно. Обычно они устанавливаются на детские палки. Бывают наконечники с металлическими и твердосплавными штычками. Для разных палок применяются разные наконечники со своими посадочными размерами, например 10 мм. или 16 мм.

Лапки (кольца) различаются по типу снежного покрова, для которого они предназначены: чем больше площадь лапки, тем на более рыхлый снег она рассчитана. В основном, лапки изготавливают из пластика, однако встречаются кожанные и деревянные.

Источник:


http://www.sportall.ru